Домены arhivach.top и arhivach.site временно не функционируют! Используйте домен
ARHIVACH.XYZ.
24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна.
Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных
помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Сап, ночной. В этом треде предлагаю с фактами и пруфами вернуться к теме дефицита в СССР. Все сразу охватить трудно, поэтому возьмем конкретную отрасль промышленности - советское производство автомобилей.
СКОЛЬКО АВТО ПРОИЗВОДИЛОСЬ В СССР?
Для начала, рассмотрим показатели производства легковых авто в позднем СССР (поздним будем считать начиная с Брежнева и до 1991 года).
Производство авто составляло во времена позднего СССР от сотен тысяч до полутора миллионов легковых автомобилей в год. Например, в "Большой советской энциклопедии" приводятся данные, что в 1971-ом году на весь СССР было произведено 529 тысяч легковых авто:
http://bse.sci-lib.com/article069223.html#:~:text=%D0%92%201971%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BE%20529%20%D1%82%D1%8B%D1%81.%20%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C
А 529 тысяч авто в год - это много или мало? Чтобы понять это, можно сравнить с числом автомобилей, выпущенном в том же 1971 году частными концернами в США:
>Ford - 2,054,351;
>Chevrolet - 1,830,319;
>Plymouth - 702,113;
>Pontiac - 586,856;
>Oldsmobile - 567,891;
>Dodge - 551,386;
>Buick - 551,188.
Таблица с указанным количеством произведенных автомобилей по годам: https://en.wikipedia.org/wiki/U.S._Automobile_Production_Figures
То есть, только в США в 1971 году насчитывалось аж 7 частных концернов, каждый из которых производил больше автомобилей в год, чем весь Советский Союз вместе взятый.
СКОЛЬКО ВСЕГО ИМЕЛОСЬ АВТО В СТРАНЕ?
С производством все вроде бы понятно. А сколько всего было авто в СССР (с учетом и старых, и новых)?
В СССР в 1985 году на всю страну имелось 12,5 миллионов легковых авто при 276,3 миллионах населения - то есть, на 1000 человек приходилось 45 автомобилей (источник - доктор географических наук и историк транспорта С.А.Тархов, в своих работах опирается на советские статсборники).
Также, статистика автомобилизации по регионам РСФСР: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200400104
Опять де, много это или мало? Сравним с другими странами, в том же 1985 году на 1000 человек приходилось:
>США - 535 авто;
>Франция - 426 авто;
>Другие страны Западной Европы (за исключением стран СЭВ) - в среднем 350-400 авто;
>Япония - 230 авто;
>ГДР - 188 авто.
Источник по США (график по годам): https://www.statista.com/statistics/1246890/vehicles-use-united-states-historical/
Источник по Франции (таблица по годам): https://fr.wikipedia.org/wiki/Parc_automobile_français
Источник по Германии (ФРГ и ГДР, таблица): https://germanhistorydocs.org/de/zwei-deutsche-staaten-1961-1989/motorisierung-in-der-brd-und-in-der-ddr-1960-1990
Также, в современной России на 1000 человек приходится 322 авто (в 7 раз больше, чем было в позднем СССР).
Источник по современной России: https://www.autostat.ru/infographics/57413/
ОТРАЖЕН ЛИ ДЕФИЦИТ В КУЛЬТУРЕ?
Закономерный вопрос: а можно ли все эти цифры как-то "пощупать"? Отражен ли острый дефицит авто в советской культуре? Да, отражен. Вот раритетное видео, реклама авто в СССР 1967 года. Рассмотрим и проанализируем этот короткий ролик:
1. 0:03 - Начало ролика, ведущий стоит на фоне пустой дороги.
2. 0:27 - Упомянуто, что рекламируемый автомобиль ждут много миллионов автолюбителей.
3. 1:25 - Ведущий спрашивает директора магазина и он сходу заявляет о существовании тех самых очередей, существование которых адепты СССР отрицают.
4. 1:46 - Снова упоминается БОЛЬШОЙ спрос на автомобиль и прямо заявляется: "всех удовлетворить, КОНЕЧНО, МЫ НЕ МОЖЕМ"! Но все таки, а скольких же из "миллионов автолюбителей", ждущих этот автомобиль, удовлетворить могут?
5. 2:27 - Момент истины: "думаю, что ОКОЛО 1000".
6. 2:32 - Как бы добивая, директор магазина жалуется, что даже с этими смешными количествами проблемы: "сейчас они поступают плохо, завод задерживает".
7. 2:38 - Ведущий просит не расстраиваться и запастись терпением.
Иными словами, в этой рекламе вкратце описана картина тотального дефицита. Упомянута, к слову, цена автомобиля 3000р - "всего лишь" около 35 средних зарплат рабочего за отечественный, далеко не элитный автомобиль. В целом, описанная картина подкрепляется фильмами и кинохроникой тех лет. Самый банальный пример: в фильме "Берегись автомобиля" (1966) главный герой рассекает по абсолютно пустым дрогам, что сразу бросается в глаза. В самом фильме автомобиль подается, как безусловный признак достатка - причем, настолько серьезного, что не всегда к нему приходят честным путем.
Разумеется, все это само по себе не аргументы - реклама, кинохроника и фильмы являются лишь хороший иллюстрацией для приведенной выше статистики, с которой спорить бесполезно.
ПРО ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
Что касается общественного транспорта, который адепты СССР, наверняка попытаются возразить в духе "а Союз и не пытался выпускать авто, а развивал общественный транспорт". Но пусть для начала они продемонстрируют, что в СССР был какой-то сверх-развитый общественный транспорт, потому как никаких свидетельств о том, что общественный транспорт в СССР был запредельно развит и компенсировал дефицит авто - нет. Зато смотря советские фильмы, можно увидеть только полностью набитые людьми автобусы и огромные толпы на остановках (вспоминается как минимум сцена из Шурика).